Обзор работ по исследованию динамики роторов на анизотропных упругодемпферных опорах
В изделиях авиационной и ракетной техники одним из основных источников вибрации является ротор ДЛА. Поэтому большинство роторов современных ДЛА установлено в УДО, которые в силу конструктивных особенностей могут иметь анизотропные УФХ.
Исследованиями колебаний роторов с одним диском на валу двоякой жесткости на анизотропных упругодемпферных опорах занимались В. Р. Фут и Н. Поридкий, Ж. М.Л. Гладвель, А. Тондль, Т. Ямамото и др. (см., например, работы [134, 135, 143—145]).
В работах В. Р. Фута и Ж. М.Л. Гладвеля рассмотрены различные приближенные методы определения границ областей неустойчивого вращения ротора.
В работах Т. Ямамото и Н. Ота исследовалось влияние демпфирования на расположение границ и ширину зон неустойчивости. А Тонд — лем исследованы вынужденные колебания от действия дисбаланса и веса, определены зоны неустойчивости и соответствующие им критические частоты вращения ротора, влияние демпфирования на ширину зон неустойчивости.
Э. Л. Поздняк [104], решая задачу о нелинейных колебаниях систем многими степенями свободы в виде гибкого нагруженного ротора получил, в частности, что при вынужденных колебаниях ротора реализуется круговое и эллиптическое движение цапфы в опоре, причем траектория движения цапфы резко меняет свою форму и наклон главных осей эллипса в районах его критических частот вращения.
В работе А. Л. Цырлина [128] исследованы особенности, возникающие при колебаниях роторов, найдены границы областей неустойчивости и исследовано влияние демпфирования, анизотропии ротора и опор, а также ряда других параметров на ширину областей неустойчивости. Исследования были проведены для ротора с одним
диском иа опорах, обладающих массой, жесткостью и демпфированием. Определение границ областей неустойчивости ротора свелось к нахождению критических значений частот вращения ротора /0, которые ограничивают зоны неустойчивости. Потеря устойчивости иа каждой форме колебаний может наступить в ряде зон. Каждый ряд зон неустойчивости охватывается собственными частотами ротора при колебаниях, а также из высших зон п-го рода, включая отношение этих собственных частот или их арифметических средних в последовательности значений п (п — целое число). Однако наиболее более широкими и опасными являются основные зоны. При этом может существовать такое сочетание параметров демпфирования в опоре и анизотропии жесгкостных свойств ротора и опоры, при которых ширина областей неустойчивости станет максимальной по величине и по ширине. Изменением демпфирования можно сузить эту область. Причем при увеличении демпфирования эта область сначала сужается и при небольших значениях анизотропии жесткостных характеристик ротора и опор может даже исчезнуть, а далее снова расширяется, достигая значений, соответствующих колебаниям ротора на абсолютно жестких опорах.
Таким образом, характерной особенностью вынужденных колебаний роторов на анизотропных опорах является то, что демпфирование ограничивает амплитуду в точках резонанса только при некото-
…………….. t,-C2
рых сочетаниях параметров р, v, о, у, где р — ——— — параметр,
С{ + Сп характеризующий анизотропию опоры; 6 — безразмерный коэффициент демпфирования; у* — отношение обеих опор к массе ротора. В работе Д. С. Борисова [72] рассмотрены вопросы о резонансных явлениях в роторной системе с периодически изменяющейся жест |
Ч +с2
костью опоры при действии периодической возмущающей силы.
На основании решения уравнения движения ротора показано, что при совпадении частоты возбуждения с частотой изменения жесткости, а также с частотами, кратными последней, наблюдаются резонансные явления.
В работе И. Р. Сусси и В. М. Фридмана [121] приведен алгоритм решения задачи о поперечных колебаниях вращающегося круглого вала с переменными распределенными параметрами, опирающегося
на линейные анизотропные упругодемпферные опоры. Рассмотрены колебания вала на двух и на многих анизотропных упругодемпферных опорах. Принято, что демпфирующие свойства в опоре и жесткость опоры связаны с частотой вращения вала. Показано, в частности, что границы зон неустойчивости и частоты автоколебаний связаны со степенью анизотропии жесткости опор. При возрастании степени анизотропии жесткости опор границы зон неустойчивости расширяются, возможно возникновение дополнительных форм колебаний.
В работе А. А. Алифова и др. [3] исследованы свойства автоколебательной системы при случайном изменении жесткости.
Установлено, что при случайном изменении собственной частоты системы с периодической вынуждающей силой в области резонанса имеет место значительное уменьшение средней амплитуды стационарных резонансных колебаний, а в дорезонансной и зарезонансной областях — увеличение. Стационарные движения колебательной системы, возбуждаемой источником энергии ограниченной мощности, из-за изменения жесткости системы по случайному закону также характеризуются уменьшением среднестатистических значений амплитуд колебаний в области основного резонанса.
В работе В. И. Бересиевича и др. [71] приведены результаты итогового моделирования колебаний. Основное внимание уделялось анализу колебаний системы на супер и субгармонических резонансах. Показано, что в зависимости от вида несимметрии можно обострить одни и подавить другие резонансы. Свойством системы является индивидуальный характер зависимости коэффициента усиления при колебаниях от степени несимметрии на положение и очертание областей существования субгармонических колебаний. Вскрыта противоречивая реакция системы в режиме субгармонических колебаний на различные виды несимметрии, заключающаяся в том, что увеличение степени несимметрии ведет к подавлению нечетных и обострению четных субрезонансов.
В работе А. С. Кельзона и А. П. Зобнина «О влиянии неоднородного упругого поля опор на динамику жесткого ротора» [88] рассмотрены малые колебания абсолютно жесткого ротора, установленного в одну упругую и другую жесткую шарнирную опоры. Упругая опора представляет собой три симметрично расположенные компланарные пружины. Получены уравнения вынуждешшх колебаний ротора с учетом демпфирования. На рис. 1.29 представлены амплитудно-частные характеристики системы при трех значениях параметра р* — 0,1;
0, 15; 0,2. При этом параметр р* характеризует анизотропию упругих опор:
и* — 3(/~Ан) с
4/^+Ан) ’
где I = /0 + Ан — длина пружины; /0 — длина недеформированиой пружины;
Ад — предварительный натяг, е — статический дисбаланс.
При р* = 0,1 (кривая 1 на рис. 1.29) неустойчивых режимов не возникает, однако наличие нелинейных членов в выражениях восстанавливающей силы приводит к повышению амплитуд вынужденных колебаний в зоне (3=2, где о _ о)
Р—— т; ш — угловая частота враще-
і ^ ^ ^2д
иия ротора со* =/ I—; о, В — экваториальный
У В + ГЩ ^ *0 + Дч
момент инерции ротора; тп — масса ротора; — расстояние между опорами.
При р* = 0,15 (кривая 2) возникает две зоны неустойчивости. При р* — 0,2 (кривая У) эти зоны неустойчивости сливаются и работа ротора в диапазоне (3 = 0,75…2,5 становится неустойчивой. В работе [88] выявлено также, что при увеличении числа предварительного натяга упругих элементов уменьшается неоднородность его поля опор, а следовательно, сужаются зоны неустойчивости.
При проведении программы доводки водородного ТНА высокого поколения двигателя SSME были отмечены значительные вибрации.
Анализ результатов испытаний, а также расчетных исследований по нескольким разработанным расчетным моделям, учитывающим, в частности, демпфирование и асимметричность жесткости в опорах подшипников, показал стабилизирующий эффект увеличения демпфирования подшипниковых опор для некоторых резонансов. Влияние асимметричности жесткости опор подшипников было исследовано в качестве возможного стабилизирующего воздействия и оказалось, что оно является наиболее эффективным при больших соотношени
ях жесткостей. Нежелательным побочным эффектом было появление сверхсинхронных вибраций при больших значениях асимметрии жесткости опор ротора.
В работах В. Ф. Хана и Г. С. Юрьева [127] рассмотрены вопросы, связанные с определением собственных частот и виброизоляцией машин с анизотропными упругими опорами. На основании результатов исследований сделаны выводы о положительности влияния асимметрии жесткости опор ротора на устойчивость движения ротора. Показано, что благодаря большой величине одной из составляющих жесткости опоры предоставляется возможность значительно уменьшить статические перемещения ротора в опоре.
Таким образом, отечественными и зарубежными исследователями отмечено, в частности, что ассимметрия упругих свойств опор оказывает существенное влияние на поведение динамической системы, в большинстве случаев являясь отрицательным фактором.
Это предопределяет необходимость исследования влияния конструктивных и технологических факторов УДО на анизотропию их УФХ. В этой связи необходимо рассмотреть особенности существующих конструкций МКГД и проанализировать конструктивные особенности перспективных разработок на предмет анизотропии их УФХ.